Бизнес и этика | Bankirinfo.ru

Бизнес и этика

В связи с этим, можно ли говорить об этике бизнеса? Иногда говорят, что понятие «этика бизнеса» является оксюмороном (понятие, введенное П. Друкер), то есть противоречивым в самом сочетании слов, противоположных по своему значению (типа «мокрый огонь» или «горячий снег»). К тому же, о какой культуре, «о которой этике можно говорить в условиях жесткой конкуренции, борьбы за выживание, прессинга со стороны властных структур? К сожалению, в нашем обществе бизнес-деятельность ассоциируется с жестким поведением относительно друг друга. Проблема заключается в том, что является благом для одного, не всегда будет благом для другого. В таком случае возникает своеобразный моральный спор, когда каждая из сторон считает свою (и только свою!) позицию правильной. Но на уровне здравого смысла мы понимаем, что экономика может быть эффективной, бизнес успешным только тогда, если его участники будут руководствоваться общечеловеческими моральными ценностями. Кто же захочет иметь дела, тем более долгосрочные отношения, с партнерами, которым нельзя доверять? Поэтому менеджерам для успешного бизнеса необходимо формировать имидж «хорошего», надежного партнера . И те, кто это понимают, прикладывают много усилий и средств для создания положительного имиджа и его постоянного поддержания, чтобы партнеры по бизнесу и клиенты относились к ним с доверием. Если же повседневные действия не соответствуют такому имиджу, то рано или поздно партнеры уйдут, клиенты потеряют доверие. Следствием этого может стать банкротство организации.

Развитые страны мира очень заботятся о формировании положительного имиджа своих компаний и их повседневной поддержке. Например, в США в законодательстве относительно бизнеса учитываются такие общечеловеческие ценности, как честность, прямота, доверие и справедливость в коммерческих отношениях. Здесь большое значение придают раскрытию информации как одному из правил этики бизнеса. Это делается для того, чтобы не допускать монопольного положения производителей на рынке; не давать возможности кому-то диктовать обществу свои условия и стандарты поведения, не допускать преимуществ иностранных компаний над национальными. В американском бизнесе неэтичным поведением является взяточничество, мошенничество, коррупция, неуплата налогов (это преследуется законом). Если менеджер будет пойман на том, что взял ценный подарок от клиента, то от его услуг компания сразу отказывается, хотя он и является успешным менеджером и приносит компании прибыль.

Говоря об этике бизнеса, известный менеджер Джордж Сорос в книге «Кризис мирового капитализма» пишет, что современное общество страдает от острой нехватки общечеловеческих ценностей. Особенно это проявляется в странах с переходной экономикой, где моральные нормы иногда рассматриваются как препятствие для достижения прибыли, а социальные ценности уступают рыночным. Когда же мотив прибыли возвышается до уровня морального принципа, то начинает процветать коррупция. Тогда компании, создаваемые, например, в области здравоохранения, работают не ради спасения жизни людей, а для того, чтобы получать прибыль. А худшим является то, что в таком обществе о людях судят не по их добродетелям, деловым и умственным способностями, а за тем, сколько денег они приносят. «Возведение прибыли в ранг этического принципа — это самая большая ошибка человечества, — пишет Дж. Сорос, — а подменять меркантильными ценностями все остальные – значит, толкать человечество в направлении опасного дисбаланса и подавлять все человеческие надежды».

Для успешного развития предпринимательства и общества в целом такую ситуацию следует изменить. Лучшие организации, их менеджеры это делают, излагая свои морально-этические нормы и правила в форме кодексов.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Бизнес и этика”

  1. Piter:

    Можно зарабатывать, но при этом не переступать определенные моральные принципы.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Nups
Яндекс.Метрика